Революционные подходы ко внутреннему механизму головоломок

В феврале 2011 года Оскар Ван Девентер установил новый своеобразный рекорд в пазлостроении. А именно – построил первый рабочий прототип кубика Рубика порядка 17x17x17 – самого большого существующего на сегодняшний день. Это безусловно, великий результат. Наравне с этим гением, я считаю, есть другое, не менее важное достижение: доказательство на примере того, что существуют иные подходы к построению внутреннего дизайна крепления головоломок. Причем, не менее эффективные. Это разбивает укрепившуюся мысль о том, что V-дизайн (изобретенный Панайотисом Вердесом) – един как оптимальный. И преодоление этой гегемонии является куда большим результатом работы.


Оскар подал несколько идей такого характера в двух своих темах:

“17X17X17!! BY: OSKAR VAN DEVENTER!!”

“Linear versus Binary style for super high NxNxN”

Подхватив эти мысли, доработав и дополнив их, я представляю вам свои наработки далее по теме. И, как особую важность, возможность сравнить между собой все преимущества и недостатки различных типов конструкций внутреннего механизма. Нагляднее всего демонстрировать всю красоту того или иного подхода на достаточно большом порядке куба. Почитая первоначальную задумку Оскара, я продемонстрирую всё на порядке 17x17x17. Это обусловлено достаточной “слоистостью” формы, когда можно просмотреть общую тенденцию секущих плоскостей от слоя к слою. А также удобной арифметикой для бинарного дизайна, как частного случая, когда 17 слоев – это ровно 4 уровня плюс центральный слой (17 = 16 + 1 = 2^4 + 1).


17x17x17 Blank Cube

Перечисленные ниже дизайны не являются полной группой и не исчерпывают все варианты построения. Более того, они даже толком не классифицированы. А если учесть, что на практике между собой их можно комбинировать – то в итоге получаем внушительный набор всевозможных подходов. Отдельного обсуждения заслуживают дизайны для четных порядков, как вариант расщепления центрального слоя на два – или использования скрытых слоев внутри. А также дилемма относительно формы сердцевины в виде разбитых на секции полостей – или цельной сферы, по которой плавают прилегающие слои.

Все представленные подходы по определению являются универсальными в том смысле, что могут быть аппроксимированы не только на гексаэдр, но и на любую другую фигуру, в которую вписан механизм. Это касается мегаминксов (додекаэдров), пираминксов, октаэдров, икосаэдров и т.д. Неизменным остается обстоятельство наличия центрального элемента на грани, вокруг которого разворачивается тот или иной дизайн; и угловых элементов, как соединителей этих граней.

Я не берусь всесторонне оценивать каждый из представленных ниже подходов. И хотя имею представление и практический опыт в около оговариваемых вопросах, реально изучить достоинства и недостатки каждого из механизмов можно лишь прямым осязанием реально существующего прототипа. Но оставляю эту привилегию читателям – в совокупности ваших комментариев и предложений раскроются нюансы всех дизайнов.

Надеюсь, мои, во всей красоте отрендеренные, изображения помогут наиболее полно представить каждый из дизайнов. И даже больше – в особых случаях компетентности читателя я могу выслать оригинальные CAD-файлы, если это принесет пользу делу.


  1. Cylindrical-design (цилиндрический)




    Cylindrical design

    Самый первый придуманный дизайн внутреннего строения головоломок. Он стоял у истоков, и используется до сих пор в классических кубиках Эрно Рубика. На примере рассматривается вариация, применяемая в Eastsheen – однако расширенная до любого количества слоев. Этот подход по своей сути не идеален, и при наращивании порядка – крайне нестабилен в предпоследних слоях. Используя данную технологию можно было производить в свое время головоломки размера большего, чем 5x5x5, еще до появления патента на следующий по списку дизайн: конический.








    Cylindrical design - 0th Layer (Middle)



    Cylindrical design - 1st Layer



    Cylindrical design - 2nd Layer



    Cylindrical design - 3rd Layer



    Cylindrical design - 4th Layer



    Cylindrical design - 5th Layer



    Cylindrical design - 6th Layer



    Cylindrical design - 7th Layer



    Cylindrical design - 8th Layer (Outer)



    Cylindrical design - view-1



    Cylindrical design - view-2



    Cylindrical design - view-3



    Cylindrical design - view-4



    Cylindrical design - view-5



    Cylindrical design - view-6



    Cylindrical design - view-7



  2. Conical-design (конический)




    Conical design

    Предложенный Панайотисом Вердесом, произвел фурор и дал толчок в пазлостроении. Очень легок в понимании, наращивании слоев и аппроксимации на любые формы. Чрезвычайно стабилен, при правильном применении. Обладает наименьшим коэффициентом трения между слоями, несмотря на большую площадь соприкосновения в предпоследних слоях. Своё название как V-design наверняка получил из-за формы сечения конусов, которые концентрически пронизывают всю конструкцию.








    Conical design - 0th Layer (Middle)



    Conical design - 1st Layer



    Conical design - 2nd Layer



    Conical design - 3rd Layer



    Conical design - 4th Layer



    Conical design - 5th Layer



    Conical design - 6th Layer



    Conical design - 7th Layer



    Conical design - 8th Layer (Outer)



    Conical design - view-1



    Conical design - view-2



    Conical design - view-3



    Conical design - view-4



    Conical design - view-5



    Conical design - view-6



    Conical design - view-7



  3. Mirror-design (зеркальный)




    Mirror design

    Во избежание перерасхода полезного занимаемого пространства и материала можно несколько видоизменить конический подход. Ввиду пропорционального увеличения размера составляющих элементов ближе к внешним слоям – их можно “обернуть вспять”, таким образом получим некое зеркальное отражения серединным слоям. Данный подход чуть менее надежный, нежели предыдущий оттого, что отраженные слои крепятся уже не на остов головоломки.








    Mirror design - 0th Layer (Middle)



    Mirror design - 1st Layer



    Mirror design - 2nd Layer



    Mirror design - 3rd Layer



    Mirror design - 4th Layer



    Mirror design - 5th Layer



    Mirror design - 6th Layer



    Mirror design - 7th Layer



    Mirror design - 8th Layer (Outer)



    Mirror design - view-1



    Mirror design - view-2



    Mirror design - view-3



    Mirror design - view-4



    Mirror design - view-5



    Mirror design - view-6



    Mirror design - view-7


  4. Binary-design (двоичный)




    Binary design

    Продолжение идеи зеркального дизайна в совокупности с идеей фракталов. Наиболее математическая структура. Однако, по своей сути, еще менее практичная, нежели предыдущие подходы. Подхватывает все недостатки зеркального дизайна, добавляя необходимость сужения поперечного сечения в некоторых местах каждой последующей самоподобной фигуры, а значит и снижение прочности. Также значится слишком большой разброс в размерах различных деталей.








    Binary design - 0th Layer (Middle)



    Binary design - 1st Layer



    Binary design - 2nd Layer



    Binary design - 3rd Layer



    Binary design - 4th Layer



    Binary design - 5th Layer



    Binary design - 6th Layer



    Binary design - 7th Layer



    Binary design - 8th Layer (Outer)



    Binary design - view-1



    Binary design - view-2



    Binary design - view-3



    Binary design - view-4



    Binary design - view-5



    Binary design - view-6



    Binary design - view-7


  5. Pagoda-design (пагода)




    Pagoda design

    Укрепленный вариант двоичного дизайна за счет переноса части нагрузки на основные элементы скелета конструкции. Наиболее монолитный и хваткий подход, что в тут же является и недостатком из-за слишком большого трения между слоями. Свое название получил благодаря причудливой форме отдельных частей каркаса головоломки.








    Pagoda design - 0th Layer (Middle)



    Pagoda design - 1st Layer



    Pagoda design - 2nd Layer



    Pagoda design - 3rd Layer



    Pagoda design - 4th Layer



    Pagoda design - 5th Layer



    Pagoda design - 6th Layer



    Pagoda design - 7th Layer



    Pagoda design - 8th Layer (Outer)



    Pagoda design - view-1



    Pagoda design - view-2



    Pagoda design - view-3



    Pagoda design - view-4



    Pagoda design - view-5



    Pagoda design - view-6



    Pagoda design - view-7



  6. Cascade-design (каскадный)




    Cascade design

    Попытка спрятать конструкцию во внутренние слои. Влечет за собой катастрофическое увеличение количества составляющих компонентов. Очень нерациональный подход в итоге с разболтанной конструкцией на практике. Но он имеет место на существование.








    Cascade design - 0th Layer (Middle)



    Cascade design - 1st Layer



    Cascade design - 2nd Layer



    Cascade design - 3rd Layer



    Cascade design - 4th Layer



    Cascade design - 5th Layer



    Cascade design - 6th Layer



    Cascade design - 7th Layer



    Cascade design - 8th Layer (Outer)



    Cascade design - view-1



    Cascade design - view-2



    Cascade design - view-3



    Cascade design - view-4



    Cascade design - view-5



    Cascade design - view-6



    Cascade design - view-7



  7. Flat-design (плоский)




    Flat design

    Если отсечь всю мешанину предыдущего подхода, и оставить только верхний ярус – то выйдет плоский дизайн. Сразу бросается в глаза масса похожих друг на друга элементов. Такой маленький разброс в размерах можно считать положительной стороной. Но на практике такие слои будут “зажевываться” при вращении.








    Flat design - 0th Layer (Middle)



    Flat design - 1st Layer



    Flat design - 2nd Layer



    Flat design - 3rd Layer



    Flat design - 4th Layer



    Flat design - 5th Layer



    Flat design - 6th Layer



    Flat design - 7th Layer



    Flat design - 8th Layer (Outer)



    Flat design - view-1



    Flat design - view-2



    Flat design - view-3



    Flat design - view-4



    Flat design - view-5



    Flat design - view-6



    Flat design - view-7



  8. Floating-Anchors-design (якорь)




    Floating Anchors design

    Удлинив каждый элемент плоского дизайна вглубь – получим некий “якорь”, который не даст произвольно проворачиваться. В общем-то, это наиболее приближенный случай к идеальному, когда каждый кусочек головоломки стремится кратчайшим путем соединиться с её центром. Очень любопытно, как такой “веер” поведет себя на практике. Вероятно потребуется сильная затяжка крепящих винтов головоломки.








    Floating Anchors design - 0th Layer (Middle)



    Floating Anchors design - 1st Layer



    Floating Anchors design - 2nd Layer



    Floating Anchors design - 3rd Layer



    Floating Anchors design - 4th Layer



    Floating Anchors design - 5th Layer



    Floating Anchors design - 6th Layer



    Floating Anchors design - 7th Layer



    Floating Anchors design - 8th Layer (Outer)



    Floating Anchors design - view-1



    Floating Anchors design - view-2



    Floating Anchors design - view-3



    Floating Anchors design - view-4



    Floating Anchors design - view-5



    Floating Anchors design - view-6



    Floating Anchors design - view-7




Алексей Гуров Алексей Гуров

февраль 2011г.
(c) Просьба, если уж и копировать материал статьи, – то с обязательной ссылкой на этот источник и автора. Спасибо.